Вид на Шринагар и дома на понтонах

А что Вы знаете о плавучих домах?

Во всём мире плавучие дома уже не одно десятилетие пользуются спросом у людей, предпочитающих жить нестандартно. Иногда такие сооружения способны передвигаться по воде своим ходом (их оснащают автономными коммуникациями), существуют и неподвижные образцы (таковые предполагают подсоединение к наземным городским сетям). Безусловно, плавучие дома приближают своих обитателей к природным красотам. А что ещё отличает жилье на воде и каким оно бывает?

Понтонные дома

Это весьма простые, устойчивые на воде и долговечные сооружения. Понтоны соединяют меж собой в платформу, служащую основанием для дома. Это практичный выбор, поскольку перечень проектов, доступных будущему собственнику «водного» жилья, достаточно велик.

Вид на Шринагар и дома на понтонах
Вид на Шринагар и дома на понтонах

Своими корнями история возникновения понтонных домов глубоко уходит в далёкое прошлое. Случалось, что значительная часть некоторых городов перебиралась с суши на воду не только из-за нехватки земли, но из-за простой человеческой надменности. Так, более сотни лет назад правитель индийского города Шринагар (Сринагар) ввёл запрет для англичан на покупку земли под строительство домов. Но сообразительные европейцы быстро нашли способ обжить своё излюбленное место и стали возводить дома прямо на поверхности живописного озера Дал. Именно тогда и было положено начало современного образа Шринагара – города, в котором множество домов, дворцов и храмов по сей день плавно качаются на волнах горного озера.

Хаусботы

Своего рода гибрид загородного дома и яхты. Может совершать длительные круизы в пределах внутренних водоёмов. Плавучий дом этого вида может быть оснащён двигателем (и не одним), в том числе дизельным или бензиновым, стационарным или подвесным. Хаусбот может двигаться со скоростью до 20 км/ч.

Канал Риджентс в Лондоне с армией уютных хаусботов
Канал Риджентс в Лондоне с армией уютных хаусботов

Такие плавучие дома пользуются большой популярностью среди тысяч путешественников со всего земного шара. Хаусботы – это нестандартный способ комфортно провести несколько дней в самых оживлённых точках мира. Одним из таких городов, способных предоставить странникам отдых на волнах, стал Лондон. На канале Риджентс гостей приветливо ждёт целая армия уютных хаусботов.

Дома-баржи

Эти сооружения популярны в Европе и США. Их делают на базе барж (и старых, и новых). И хотя такое жилище весьма романтично, с переоборудованием исходного плавсредства нередко возникают сложности. К тому же дом-баржа нуждается в регулярной (раз в пару-тройку лет) профилактике днища, для чего конструкцию нужно поднимать на сушу.

Амстердам. Дома-баржи не всегда плод роскоши
Амстердам. Дома-баржи не всегда плод роскоши

Рекордсменом по количеству населения, проживающего в таких домах на воде, безусловно, является Амстердам. Но местные дома-баржи в столице Нидерландов – это не всегда плод роскоши и дизайнерской фантазии. Иногда такие жилища – это результат безвыходности и отсутствия возможности купить квартиру в современном доме.

Дебаркадеры

Их сооружают из бетонных компонент. На дебаркадер можно установить дом практически любой конструкции. Жилище этого типа может быть оснащено автономной системой канализации, вентиляции, водоснабжения либо подключаться к сетям на берегу. При необходимости дебаркадер перемещается по воде с одного места на другое. Считается, что такие сооружения весьма дорогостоящи.

Дебаркадер в качестве плавучего речного вокзала
Дебаркадер в качестве плавучего речного вокзала

Дебаркадеры получили широкое распространение ещё при советской власти. Тысячи людей, перемещавшихся по стране на речном транспорте, ежедневно становились гостями таких сооружений, поскольку большинство речных вокзалов были построены как раз таким способом.

В чём же специфика обладания плавучим жилищем?

  • Дом на воде не требует оформления земельного участка, что свойственно недвижимости в её классическом понимании. Владельцу нет нужды вписываться в кадастровый план, переоформлять надел, получать разрешение на ведение строительства.
  • Некоторые разновидности (в частности, понтонные дома) не нуждаются в причалах, а потому и платить за стоянку не нужно.
  • К наиболее безопасным пристанищам для «водной недвижимости» относят яхтенные стоянки-марины и некрупные закрытые водоёмы.
  • Современные сооружения на воде весьма устойчивы, так что «морская болезнь» обитателям таких жилищ не грозит.
  • Плавучий дом с мотором может перемещаться по воде, что делает его управляемым и мобильным.
  • Практика свидетельствует, что в отечественных условиях оптимальным является использование плавучего дома в качестве коммерческого объекта (в виде элемента базы отдыха или кемпинга) или своеобразной «дачи» (для сезонного проживания).
  • Для некоторых видов плавучих домов необходимо организовывать хранение в периоды, когда водоёмы замерзают (что актуально для России). Строители, реализующие подобные жилые объекты, придумали и систему их хранения. Отнюдь не дешёвую систему, надо сказать. Однако если дом на воде возведён в дополнение к стационарному и расположенному на берегу жилью, то вопрос с зимней консервацией плавсредства значительно облегчается. В то же время существуют современные конструкции, в том числе понтонные, которые способны благополучно вмерзать в образующийся лёд и столь же благополучно размораживаться весной.
Неудачно вмёрзший плавучий дом
Неудачно вмёрзший плавучий дом

Что предпочесть в России?

Наиболее оптимальным решением по простоте возведения и оформления документов в РФ являются дома на понтонах. Согласно законодательной базе плавучий дом на понтонах относится к несамоходным маломерным судам (при условии, что его длина составляет до 20 м, а само сооружение рассчитано не более чем на 12 пассажиров). Такое плавсредство достаточно зарегистрировать в соответствующих государственных органах и регулярно осуществлять техосмотр. По факту регистрации в ГИМС (Госинспекции по маломерным судам) оформляется судовой билет, который и вручают собственнику объекта. Плавучее сооружение должно быть непременно оснащено средствами спасения и пожаротушения.

К слову отметим, что возведение дебаркадера потребует куда большего количества разрешающих документов, по оценкам экспертов сбор документов, предваряющих строительство, занимает в среднем 2 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *