Реактивные поезда – теоретически представить такое решение несложно, даже просчитать нюансы – задача выполнимая. Но кто бы мог подумать, что всё это уже промелькнуло в прошлом и исчезло в пелене времени…
США и Советский Союз посоревновались и в этой сфере: получились внешне разные локомотивы, но суть одна, да и что там, конструкции похожие:
Увидев эти снимки, я подумал: «Ого!» С другой стороны, что ещё можно было ожидать: был поезд и был реактивный двигатель от самолёта – трудно удержаться, чтобы не объединить эти два технических достижения. В Союзе это произошло на Калининском вагоностроительном заводе в конце 60-х гг. прошлого века. Советский скоростной вагон-лаборатория достиг максимальной скорости движения в 249 км/ч. В США примерно в то же время аналогичный прототип M-497 “Black Beetle” достиг скорости 295,81 км/ч.
Проекты ни в одной из стран распространения не нашли и были похоронены: двигатель чрезмерно шумел и был небезопасным в эксплуатации, воздушные вихри разрушали железнодорожное полотно и другую инженерную инфраструктуру. К тому же, вскоре появились компактные электрические двигатели лишённые таких недостатков и позволяющие развивать необходимо высокие скорости.
Но отдельно стоит упомянуть успехи японского учёного Кенойя Одзава: несмотря на то, что он использовал реактивный двигатель и было это тоже в 50-60-х гг. прошлого века, его достижение стоит особняком по трём основным причинам. Во-первых, изначальная цель была не столь простой и наивной, как у русских и американцев: задача была ни много ни мало построить сверхзвуковой наземный транспорт. Во-вторых, реализовать идею ему удалось только в виде действующей модели, а не полноценного объекта. В-третьих, это была железная дорога не совсем в привычном понимании, он разработал принципиально новый вид транспортной базы – вместо рельс и колёс была сконструирована специальная эстакада с роликовыми механизмами.
Идя к цели, Кенойя Одзава потратил 13 лет на подготовку к эксперименту. Многое было продумано до мелочей: поезд должен был отправляться от станции тягой ведущих роликов, приводимых в движение электромоторами, а реактивные двигатели должны были включаться уже за пределами населённых пунктов.
В 1968 году экспериментальный поезд успешно достиг скорости 1140 км/ч, а годом позднее в вакуумном тоннеле – скорости 2300 км/ч. Но, несмотря на отличные результаты, эксперимент так и остался экспериментом: Одзава не смог разрешить все возникшие проблемы, особенно те, которые были связаны с шумом и тряской. Зато в отличие от советского и американского экземпляров этот до сих пор имеет будущее, пусть пока и застывшее в прошлом.
До сих пор учёные и фантасты грезят сверхзвуковым наземным (подземным) транспортом разной степени реальности. Например, в 2013 году финская компания Astronomic на транспортном форуме в Таллинне предложила концепцию вакуумного поезда, который, по задумке, должен был бы курсировать в подводном тоннеле со скоростью 1600 км/ч. Спустя год компании и след простыл, но это и не важно, главное, что живёт стремление сделать застывшее будущее реальностью, и рано или поздно это обязательно произойдёт.